герб РБ
обратная связь
www.gosinspekciya.gov.by > Это интересно
актуально
Приложение GR Facebook YouTube e-mail Телефоны доверия

Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства

Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты

Списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь

Запреты на лов рыбы

Запреты на лов рыбы

Запрет

Запреты на добычу, заготовку и (или) закупку рака длиннопалого (узкопалого) и личинок хирономид

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень рыболовных угодий, переданных в аренду для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства или в безвозмездное пользование

Информацию о водных объектах, переданных в аренду для рыбоводства, следует запрашивать в местных исполнительных и распорядительных органах

Перечень рыболовных угодий фонда запаса, на которых действуют ограничения по способам лова рыбы

Перечень охотничьих угодий, на территории которых запрещается охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку, крякву, чирка-трескунка, чирка-свистунка, чернеть красноголовую, чернеть хохлатую в весенний сезон охоты

Положение о ежегодном творческом конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности Государственной инспекции

Положение о деятельности общественных инспекторов

Мобильное приложение ЭТАЛОН-ONLINE

У кого закон строже?

С ноября 2014 года в Республике Беларусь ужесточена ответственность за нарушение законодательства в области ведения охотничьего хозяйства и охоты, в частности, в Уголовный кодекс добавлены санкции за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей.

Кроме того, с июня 2014 существенно увеличены (в среднем в три раза) таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими или юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.

А как обстоят дела у наших соседей на постсоветском пространстве? Рассматривать этот вопрос целесообразно на примере стран Балтии, поскольку в данных государствах с момента распада СССР произошли наиболее кардинальные изменения в области ведения охотничьего хозяйства и охоты.

В законодательствах Беларуси и прибалтийских стран, регламентирующих сферу охоты, наряду с отличиями (порядок охоты и предоставления охотничьих угодий в пользование, учет и нормирование изъятия охотничьих животных, перечень охотничьих животных, разрешенных сроков, способов и орудий охоты) есть множество схожих подходов – особенно по вопросам квалификации нарушений.

Можно выделить несколько групп основных нарушений, являющихся общими для вышеназванных стран. В таблице 1 приведены размеры штрафов за аналогичные по составу правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Таблица 1

Нарушение

Размер штрафа

Беларусь

Литва

Латвия

Эстония

Охота, осуществляемая лицом, не имеющим специального права

184 - 459€

868 - 1737 €

40 - 700 €

до 1200 €

Охота без разрешения на добычу охотничьего животного, охотничьей путевки, листа и т.п.

184 - 459€

868 - 1737 €

40 - 700 €

до 800 €

Охота в запрещенных местах, запретное время, запрещенными орудиями, способами

184 - 459€

579 - 1737 €

40 - 700 €

до 800 €

Незаконное перемещение (транспортировка) или разделка диких животных

184 - 459€

868 - 1737 €

140 - 430 €

до 800 €

Нарушение требований правил безопасности охоты

до 367 €

28 - 86 €

30 - 350 €

до 800 €


Примечание: размеры штрафов в Республике Беларусь установлены в базовых величинах. Для удобства сравнения данные штрафы пересчитаны в Евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент написания статьи.

Данные таблицы указывают на то, что наиболее строгая административная ответственность за грубые нарушения – незаконную охоту, незаконное перемещение, разделку продукции охоты – предусмотрена в Литве и Эстонии. В Беларуси и Латвии установлен минимальный размер штрафных санкций за данные правонарушения.

Кроме того, во всех перечисленных государствах предусмотрены меры дополнительного административного взыскания в виде конфискации орудий незаконной охоты, транспортных и иных средств совершения правонарушения, лишения специального права (права охоты).

В случае незаконной добычи дикого животного браконьеру, кроме уплаты штрафа, придется возместить еще и вред (ущерб) согласно установленным таксам (тарифам). Данный подход применяется как в Беларуси, так и во всех странах прибалтийского региона. В какие суммы оценивается ущерб на примере отдельных видов (семейств) животных показано в таблице 2.

Таблица 2

Виды диких животных

Таксы (тарифы) возмещения вреда (ущерба), причиненного окружающей среде (за одну особь)

Беларусь

Литва

Латвия

Эстония

Лось:

самец взрослый

самка взрослая или молодняк

2752 €

2590 €

800 €

–//–

5070 €

–//–

–//–

–//–

3040 €

–//–

–//–

Олень благородный:

самец взрослый

самка взрослая или молодняк

2752 €

2590 €

800 €

–//–

5572 €

–//–

–//–

–//–

3341 €

–//–

–//–

Косуля:

взрослые особи

молодняк

1101 €

1110 €

400 €

–//–

1450 €

–//–

–//–

–//–

870 €

–//–

–//–

Рысь

2752 €

4348 €

1850 €

1000 €

Барсук

2752 €

870 €

185 €

100 €

Волк

642 €

870 €

1480 €

1000 €

Бобр

642 €

290 €

185 €

30 €

Заяц-русак

183 €

290 €

185 €

70 €

Заяц-беляк

183 €

174 €

185 €

70 €

Куница лесная

321 €

145 €

185 €

30 €

Гуси (кроме охраняемых видов)

275 €

58 €

185 €

40 €

Утки (кроме охраняемых видов)

275 €

58 €

74 €

20 €

Вальдшнеп

92 €

15 €

74 €

20 €


Примечание: размеры такс в Республике Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 в базовых величинах. Для удобства сравнения данные таксы пересчитаны в Евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент написания статьи.

Данные таблицы 2 показывают, что наибольшие таксы возмещения причиненного окружающей среде вреда за незаконную добычу копытных охотничьих животных установлены законодательством Литовской Республики (от 870 € за молодняк косули до 5572 € за взрослого благородного оленя), минимальные – в Эстонии (от 400 € за косулю до 800 € за лося или оленя). В Беларуси и Латвии данные таксы существенно не отличаются. Например, такса по лосю и оленю в Латвии составляет 2590 €, что всего на 162 € меньше чем такса, установленная за данные виды в Беларуси.

Что касается представителей отряда хищных, размер такс установлен в зависимости от их природоохранного статуса и значимости как компонента природной среды. Так, рысь европейская в Беларуси и Литве отнесена к охраняемым видам, в Латвии и Эстонии – к охотничьим. В связи с этим такса за незаконную добычу или уничтожение рыси в Беларуси и Литве составляет 2752 и 4348 € соответственно. В Латвии и Эстонии, где рысь относится к объектам охоты, такса ниже – 1850 и 1000 € соответственно.

Барсук также включен в Красную книгу Беларуси, в то же время в странах Балтии он является охотничьим животным. Поэтому у нас за его незаконную добычу предусмотрена максимальная такса – 2752 €, в Литве, Латвии и Эстонии – значительно меньше – 870, 185 и 100 € соответственно.

Волк отнесен к охотничьим видам животных как в нашей стране, так и в прибалтийских государствах. По сравнению с последними у нас установлен минимальный размер таксы за его незаконную добычу. Вместе с тем размер такс за незаконную добычу бобра, куницы лесной, охотничьих видов гусей и уток, вальдшнепа в Беларуси существенно выше.

Законодательствами Республики Беларусь и стран Балтии предусмотрены общие подходы в части применения повышающих коэффициентов при расчете причиненного окружающей среде вреда (ущерба) в случаях незаконной добычи или уничтожения диких животных при определенных обстоятельствах. Например, при добыче животных, включенных в перечень охраняемых видов, или незаконном изъятии беременных самок.

Несмотря на имеющиеся отличия, общим в системе наших законодательств является то, что рациональному природопользованию и охране окружающей среды, в том числе вопросам ведения охотничьего хозяйства и охоты, уделяется повышенное внимание. Это не удивительно, поскольку сохранение биологического разнообразия – одна из приоритетных задач любого цивилизованного государства.