герб РБ
обратная связь
www.gosinspekciya.gov.by > Это интересно
актуально
GR Facebook e-mail Телефоны доверия

Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и
Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (вступили в силу с 26.06.2014 г.)

Списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь

Запреты на лов рыбы

Запреты на лов рыбы

Запрет

Запреты на добычу, заготовку и (или) закупку рака длиннопалого (узкопалого) и личинок хирономид

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень рыболовных угодий, арендованных для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства (по состоянию на 07.04.2017 г.)

Перечень водных объектов, переданных в аренду для рыбоводства (по состоянию на 23.03.2017 г.)

Перечень рыболовных угодий фонда запаса, на которых действуют ограничения по способам лова рыбы

Перечень охотничьих угодий, на территории которых запрещается охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку, крякву, чирка-трескунка, чирка-свистунка, чернеть красноголовую, чернеть хохлатую в весенний сезон охоты

Положение о ежегодном творческом конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности Государственной инспекции

Положение о деятельности общественных инспекторов

Мобильное приложение ЭТАЛОН-ONLINE

У кого закон строже?

С ноября 2014 года в Республике Беларусь ужесточена ответственность за нарушение законодательства в области ведения охотничьего хозяйства и охоты, в частности, в Уголовный кодекс добавлены санкции за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей.

Кроме того, с июня 2014 существенно увеличены (в среднем в три раза) таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими или юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.

А как обстоят дела у наших соседей на постсоветском пространстве? Рассматривать этот вопрос целесообразно на примере стран Балтии, поскольку в данных государствах с момента распада СССР произошли наиболее кардинальные изменения в области ведения охотничьего хозяйства и охоты.

В законодательствах Беларуси и прибалтийских стран, регламентирующих сферу охоты, наряду с отличиями (порядок охоты и предоставления охотничьих угодий в пользование, учет и нормирование изъятия охотничьих животных, перечень охотничьих животных, разрешенных сроков, способов и орудий охоты) есть множество схожих подходов – особенно по вопросам квалификации нарушений.

Можно выделить несколько групп основных нарушений, являющихся общими для вышеназванных стран. В таблице 1 приведены размеры штрафов за аналогичные по составу правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Таблица 1

Нарушение

Размер штрафа

Беларусь

Литва

Латвия

Эстония

Охота, осуществляемая лицом, не имеющим специального права

184 - 459€

868 - 1737 €

40 - 700 €

до 1200 €

Охота без разрешения на добычу охотничьего животного, охотничьей путевки, листа и т.п.

184 - 459€

868 - 1737 €

40 - 700 €

до 800 €

Охота в запрещенных местах, запретное время, запрещенными орудиями, способами

184 - 459€

579 - 1737 €

40 - 700 €

до 800 €

Незаконное перемещение (транспортировка) или разделка диких животных

184 - 459€

868 - 1737 €

140 - 430 €

до 800 €

Нарушение требований правил безопасности охоты

до 367 €

28 - 86 €

30 - 350 €

до 800 €


Примечание: размеры штрафов в Республике Беларусь установлены в базовых величинах. Для удобства сравнения данные штрафы пересчитаны в Евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент написания статьи.

Данные таблицы указывают на то, что наиболее строгая административная ответственность за грубые нарушения – незаконную охоту, незаконное перемещение, разделку продукции охоты – предусмотрена в Литве и Эстонии. В Беларуси и Латвии установлен минимальный размер штрафных санкций за данные правонарушения.

Кроме того, во всех перечисленных государствах предусмотрены меры дополнительного административного взыскания в виде конфискации орудий незаконной охоты, транспортных и иных средств совершения правонарушения, лишения специального права (права охоты).

В случае незаконной добычи дикого животного браконьеру, кроме уплаты штрафа, придется возместить еще и вред (ущерб) согласно установленным таксам (тарифам). Данный подход применяется как в Беларуси, так и во всех странах прибалтийского региона. В какие суммы оценивается ущерб на примере отдельных видов (семейств) животных показано в таблице 2.

Таблица 2

Виды диких животных

Таксы (тарифы) возмещения вреда (ущерба), причиненного окружающей среде (за одну особь)

Беларусь

Литва

Латвия

Эстония

Лось:

самец взрослый

самка взрослая или молодняк

2752 €

2590 €

800 €

–//–

5070 €

–//–

–//–

–//–

3040 €

–//–

–//–

Олень благородный:

самец взрослый

самка взрослая или молодняк

2752 €

2590 €

800 €

–//–

5572 €

–//–

–//–

–//–

3341 €

–//–

–//–

Косуля:

взрослые особи

молодняк

1101 €

1110 €

400 €

–//–

1450 €

–//–

–//–

–//–

870 €

–//–

–//–

Рысь

2752 €

4348 €

1850 €

1000 €

Барсук

2752 €

870 €

185 €

100 €

Волк

642 €

870 €

1480 €

1000 €

Бобр

642 €

290 €

185 €

30 €

Заяц-русак

183 €

290 €

185 €

70 €

Заяц-беляк

183 €

174 €

185 €

70 €

Куница лесная

321 €

145 €

185 €

30 €

Гуси (кроме охраняемых видов)

275 €

58 €

185 €

40 €

Утки (кроме охраняемых видов)

275 €

58 €

74 €

20 €

Вальдшнеп

92 €

15 €

74 €

20 €


Примечание: размеры такс в Республике Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 в базовых величинах. Для удобства сравнения данные таксы пересчитаны в Евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент написания статьи.

Данные таблицы 2 показывают, что наибольшие таксы возмещения причиненного окружающей среде вреда за незаконную добычу копытных охотничьих животных установлены законодательством Литовской Республики (от 870 € за молодняк косули до 5572 € за взрослого благородного оленя), минимальные – в Эстонии (от 400 € за косулю до 800 € за лося или оленя). В Беларуси и Латвии данные таксы существенно не отличаются. Например, такса по лосю и оленю в Латвии составляет 2590 €, что всего на 162 € меньше чем такса, установленная за данные виды в Беларуси.

Что касается представителей отряда хищных, размер такс установлен в зависимости от их природоохранного статуса и значимости как компонента природной среды. Так, рысь европейская в Беларуси и Литве отнесена к охраняемым видам, в Латвии и Эстонии – к охотничьим. В связи с этим такса за незаконную добычу или уничтожение рыси в Беларуси и Литве составляет 2752 и 4348 € соответственно. В Латвии и Эстонии, где рысь относится к объектам охоты, такса ниже – 1850 и 1000 € соответственно.

Барсук также включен в Красную книгу Беларуси, в то же время в странах Балтии он является охотничьим животным. Поэтому у нас за его незаконную добычу предусмотрена максимальная такса – 2752 €, в Литве, Латвии и Эстонии – значительно меньше – 870, 185 и 100 € соответственно.

Волк отнесен к охотничьим видам животных как в нашей стране, так и в прибалтийских государствах. По сравнению с последними у нас установлен минимальный размер таксы за его незаконную добычу. Вместе с тем размер такс за незаконную добычу бобра, куницы лесной, охотничьих видов гусей и уток, вальдшнепа в Беларуси существенно выше.

Законодательствами Республики Беларусь и стран Балтии предусмотрены общие подходы в части применения повышающих коэффициентов при расчете причиненного окружающей среде вреда (ущерба) в случаях незаконной добычи или уничтожения диких животных при определенных обстоятельствах. Например, при добыче животных, включенных в перечень охраняемых видов, или незаконном изъятии беременных самок.

Несмотря на имеющиеся отличия, общим в системе наших законодательств является то, что рациональному природопользованию и охране окружающей среды, в том числе вопросам ведения охотничьего хозяйства и охоты, уделяется повышенное внимание. Это не удивительно, поскольку сохранение биологического разнообразия – одна из приоритетных задач любого цивилизованного государства.