герб РБ
обратная связь
www.gosinspekciya.gov.by > Новости > Новости Госинспекции
актуально
GR Facebook YouTube e-mail Телефоны доверия

Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и
Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (вступили в силу с 26.06.2014 г.)

Списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь

Запреты на лов рыбы

Запреты на лов рыбы

Запрет

Запреты на добычу, заготовку и (или) закупку рака длиннопалого (узкопалого) и личинок хирономид

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень рыболовных угодий, арендованных для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства (по состоянию на 18.07.2017 г.)

Перечень водных объектов, переданных в аренду для рыбоводства (по состоянию на 18.08.2017 г.)

Перечень рыболовных угодий фонда запаса, на которых действуют ограничения по способам лова рыбы

Перечень охотничьих угодий, на территории которых запрещается охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку, крякву, чирка-трескунка, чирка-свистунка, чернеть красноголовую, чернеть хохлатую в весенний сезон охоты

Положение о ежегодном творческом конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности Государственной инспекции

Положение о деятельности общественных инспекторов

Мобильное приложение ЭТАЛОН-ONLINE

Дикие гонки-2

20 мая 2009 г.

Проведенные в апреле на берегу Ислочи автомобильные соревнования наглядно показали, что назрела необходимость разработать правила внедорожного движения.

Вряд ли кому-нибудь придет в голову устраивать соревнования по метанию молота в посудной лавке или, к примеру, погонять мяч в картинной галерее. Но так уж устроен человек: ему хочется экстрима, экзотики, в общем, чего-то эдакого, адреналинового. Наверняка ярые приверженцы потрястись на джипах по бездорожью тоже могут часами рассказывать о том, как это увлекательно и ни с чем несравнимо. Восторг и драйв участников подобного трофи-рейда, который проходил в начале апреля в Воложинском районе, попытались передать зрителям репортеры в теленовостях. Организаторы соревнований ждали, должно быть, совсем иной реакции телезрителей, но в природоохранные органы и в нашу редакцию начали обращаться граждане, возмущенные увиденным.

В период нереста рыбы (апрель—май), когда введен целый ряд запретов, и в нарушение других правил река Ислочь, в которой водятся рыбы, занесенные в Красную книгу, вдруг оказалась частью маршрута трофи-рейда. Два месяца рыбакам даже в воду заходить не дозволяется, а “купать” машины вообще запрещено 365 дней в году. За нарушение правил, утвержденных указом Президента, предусмотрены большие штрафы. А тут вам пожалуйста: почти полсотни джипов “покоряли природу”, которая, несомненно, ценнее любой посудной лавки. Она ведь живая!

После того как в “Народной газете” 8 апреля появилась критическая статья “Дикие гонки”, в ситуации решила разобраться Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

— Мы провели тщательное расследование изложенных фактов, — сообщил начальник Госинспекции Михаил Арешко. — За нарушения природоохранного законодательства при проведении автомобильных соревнований по трофи-рейду “Ислочь-2009”, организатором которых выступило ООО “Минтехавтосервис”, ответственный за это мероприятие Сергей Ягодницин привлечен нами к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 базовых величин. Приказом директора “Минсктехавтосервиса” за нарушение согласованных программы и регламента соревнований Ягодницин освобожден от занимаемой должности. В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, организатор соревнований привел трассу гонок в надлежащее состояние и высадил в лесном массиве около 3 тысяч саженцев ели.

Впрочем, нарушители еще легко отделались. Если бы санкции были применены не только к физическому, но и к юридическому лицу, сумма штрафа возросла бы до тысячи базовых величин! Но на первый раз госинспекторы не стали прибегать к крайним мерам, тем более что представители местной власти и районной природоохранной структуры тоже оказались в данной ситуации не на высоте юридических знаний.
Безусловно, далеко не каждый человек досконально знает природоохранное законодательство. Кстати, по признанию международных экспертов, оно у нас весьма прогрессивное. Но поскольку в последнее время было внесено немало важных дополнений и изменений, те же организаторы трофи-рейдов, стремящиеся, как они сами уверяют, быть законопослушными гражданами, хотели бы иметь четкие ориентиры, что можно, а что нет.

Дабы избежать дальнейшего неконтролируемого развития внедорожных мероприятий и нарушения организаторами и участниками природоохранного законодательства, по инициативе руководства республиканского общественного объединения “Белорусская автомобильная внедорожная федерация” в Госинспекции охраны животного и растительного мира состоялась рабочая встреча с участием представителей Минприроды, Минлесхоза, Центрального совета ДОСААФ и других заинтересованных сторон.

— В настоящее время в Беларуси отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки и проведения внедорожных автомобильных соревнований, — отметил, открывая встречу, заместитель начальника Госинспекции Виктор Бутранец. — В результате их организаторы и участники зачастую допускают нарушения природоохранного законодательства, а передвижение транспортных средств вне дорог оказывает негативное воздействие на окружающую среду и причиняет значительный вред природным ресурсам. Яркий пример — соревнования, проводившиеся в апреле этого года на берегу реки Ислочь в Воложинском районе.

После часовой дискуссии участники встречи согласились с необходимостью разработки единого порядка подготовки и проведения внедорожных автомобильных соревнований. Белорусской автомобильной внедорожной федерации предложено инициировать данный вопрос перед Министерством спорта и туризма. А до принятия единого нормативного акта на этапе подготовки внедорожных соревнований их организаторам предложено разработать ряд документов. Среди них — частный регламент соревнований, в обязательном порядке содержащий информацию об их официальных лицах, о месте и времени проведения мероприятия, об ограничениях, связанных с необходимостью соблюдения природоохранного законодательства, а также об обязательствах и ответственности организаторов и участников соревнований за вред, причиненный окружающей среде. Регламент должен быть согласован организаторами с юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, с пользователями охотничьих и рыболовных угодий, земельных участков, с территориальным органом Минприроды, с местным исполнительным и распорядительным органом, на территории которого планируется проведение внедорожного автомобильного соревнования.

Еще один обязательный документ — паспорт трассы соревнований, представляющий собой изображение маршрута движения автомобилей, наложенное на карту местности. Паспорт тоже должен быть согласован с перечисленными выше инстанциями.

Кроме того, определено, что проведение соревнований запрещено: на особо охраняемых природных территориях и в местах произрастания и обитания краснокнижных видов растений и животных; в местах нереста рыбы; в период весеннего нереста рыбы (если условиями соревнований предусмотрено преодоление водных объектов), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. К примеру, сейчас горят леса, и в большинстве регионов их посещение вообще запрещено.

Возможно, кому-то из любителей “дикой” езды такого рода бюрократические препятствия покажутся посложнее бездорожья, но “переезжать” через закон им больше никто не позволит.

Виктор КУКЛОВ, “НГ”


При использовании материалов обязательна гиперссылка на сайт Государственной инспекции