герб РБ
обратная связь
www.gosinspekciya.gov.by > Новости > Новости Госинспекции
актуально
GR Facebook YouTube e-mail Телефоны доверия

Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и
Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (вступили в силу с 26.06.2014 г.)

Списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь

Запреты на лов рыбы

Запреты на лов рыбы

Запрет

Запреты на добычу, заготовку и (или) закупку рака длиннопалого (узкопалого) и личинок хирономид

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных

Перечень рыболовных угодий, арендованных для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства (по состоянию на 09.11.2017 г.)

Перечень водных объектов, переданных в аренду для рыбоводства (по состоянию на 25.10.2017 г.)

Перечень рыболовных угодий фонда запаса, на которых действуют ограничения по способам лова рыбы

Перечень охотничьих угодий, на территории которых запрещается охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку, крякву, чирка-трескунка, чирка-свистунка, чернеть красноголовую, чернеть хохлатую в весенний сезон охоты

Положение о ежегодном творческом конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности Государственной инспекции

Положение о деятельности общественных инспекторов

Мобильное приложение ЭТАЛОН-ONLINE

У природы есть надежные защитники

30 января 2009 г.

Сегодня Государственная инспекция охраны животного и растительного мира — структура, способная весьма эффективно противостоять браконьерству в лесных угодьях и на водных объектах страны.

Шесть лет назад в системе государственных органов появилась новая структура — Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, наделенная специальными полномочиями. На ее немногочисленный состав легла большая ответственность по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях. Кроме того, Государственная инспекция призвана координировать деятельность других структур, интересы которых пересекаются в природоохранной сфере. А несколько лет назад добавилась еще одна функция — осуществление контроля за принятием рыбоводными организациями надлежащих мер по обеспечению сохранности рыбы в прудах этих организаций.

О том, чего удалось достичь за эти годы, какие проблемы удалось решить, какие задачи ставятся на перспективу, мы попросили рассказать начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Михаила АРЕШКО.

— Михаил Адамович, в целесообразности существования Госинспекции сомневаться сегодня уже не приходится. О том, что в лесах, рыболовных и охотничьих угодьях порядка стало гораздо больше, а желающих заниматься браконьерством — меньше, свидетельствуют не только цифры и факты. Об этом говорят многие жители нашей страны, искренне любящие родную природу. Хотя наверняка у новой природоохранной структуры была своя предыстория, ведь алчущие наживы люди находились всегда, и государство с этим злом боролось и раньше.

— Природоохранная деятельность в Беларуси ведется давно. Первый отдел рыбоводства и рыболовства был создан в соответствии с Постановлением Совнаркома БССР от 3 декабря 1921 года — при Наркомземе. В штате были должности уездных инспекторов и надзирателей рыбного хозяйства. В последующие годы структура претерпевала различные изменения, но одна из главных функций — предупреждение хищнического истребления рыбы во все времена оставалась неизменной.

Жизнь сама выявляет слабые места и прорехи в работе. На состоявшемся 15 января 2003 года совещании о мерах по улучшению обеспечения населения рыбой и морепродуктами Александр Григорьевич Лукашенко акцентировал внимание на обострившейся проблеме использования рыбохозяйственного комплекса страны. Среди прочих причин сложившейся ситуации глава государства назвал браконьерство и бесхозяйственность, которые наносят огромный ущерб отрасли, истощают рыбные ресурсы и снижают продуктивность водоемов. И уже 27 января 2003 года был подписан указ об образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. В структуру ее центрального аппарата вошли четыре управления: анализа и контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира; оперативного реагирования; правового обеспечения, кадровой и идеологической работы; планирования, финансирования и бухгалтерского учета. А на местах образованы шесть областных и 41 межрайонная инспекция.

Путь становления новой госструктуры оказался не простым. Начинать пришлось в условиях несовершенства законодательства в сфере охоты и рыболовства. Штрафы за нарушения природоохранного законодательства были незначительными, поэтому браконьеры без особых колебаний шли на повторное нарушение. Первоначально работа Госинспекции была сориентирована в основном на проведение природоохранных рейдов, так как необходимо было остановить разгул браконьерства. Постепенно рос профессиональный уровень наших сотрудников, улучшалась материальная и техническая оснащенность подразделений. Рос и авторитет Госинспекции. Сегодня эта структура способна весьма эффективно противостоять браконьерству в лесных угодьях и на водных объектах страны.

— Насколько весомым был вклад структурных подразделений Госинспекции по основным направлениям природоохранной деятельности за шесть лет?

— За это время силами Госинспекции выявлено 110,6 тысячи нарушений природоохранного законодательства. Наибольшее количество нарушений приходится на сферу рыболовства — их более 80 тысяч, при этом у браконьеров изъято 118,4 тысячи сетей общей длиной 5,8 тысячи километров, 187 электроловильных установок и более 27,3 тысячи прочих орудий рыболовства.

Благодаря усилиям Госинспекции и ее тесному взаимодействию с другими министерствами и ведомствами общее количество нарушений природоохранного законодательства в последние годы заметно снижается. Если в 2003 году их было зарегистрировано 25,4 тысячи, то за три последних года этот вал удалось сбить почти наполовину.

Вполне очевидные подвижки наблюдаются и в сфере охоты. С 2006 года кривая вскрытых нарушений Правил охоты опустилась вниз — до 1—1,2 тысячи, тогда как в первые годы работы Госинспекции выявлялось до 2,4 тысячи нарушений. При этом увеличилось количество изъятого у браконьеров мяса дичи. Если с 2003 по 2007 год силами наших сотрудников было изъято 14,3 тонны дичемясной продукции, то только за 2008 год — более 7,5 тонны.

В целом проделанная Государственной инспекцией во взаимодействии с другими государственными органами работа позволила улучшить ситуацию в охране диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства. Сейчас в Беларуси отмечается рост численности охотничьих животных по сравнению с 2003 годом при увеличении объемов их добычи. Растет и экономическая составляющая у пользователей охотничьих и рыболовных угодий.

Более активно ведется работа в сфере лесопользования. Так, если в первые годы становления Госинспекции выявляли до тысячи нарушений лесного законодательства, то в 2008 году — уже более 2,4 тысячи. Всего же за шесть лет изъято 13,4 тысячи м3 незаконно срубленной древесины.

— Как сработали в прошлом году?

— В 2008 году выявлено около 14,4 тысячи нарушений природоохранного законодательства. По многим направлениям деятельности наших структурных подразделений отмечается рост выявленных правонарушений по сравнению с 2007 годом. К примеру, по ведению рыболовного хозяйства и рыболовства — на 10 процентов, по ведению охотничьего хозяйства и охоты — на 26 процентов. С 19 до 29 единиц увеличилось число изъятых электроловильных устройств, на 64 процента — число изъятых прочих орудий рыболовства.

С 534 до 566 единиц увеличилось число изъятого незаконно используемого огнестрельного оружия, в том числе на 11 % больше — незарегистрированного. Оружие в основном используется для совершения наиболее злостного, замаскированного браконьерства. Больше всего “стволов” изъято в Гомельской и Витебской областях.

Рыбоводным организациям возвращено более 6,1 тысячи килограммов похищенной прудовой рыбы. Изъято 7,4 тысячи килограммов незаконно добытого мяса дичи. В следственные органы передано 473 материала, по 404 из них уже возбуждены уголовные дела.

— Приведите, пожалуйста, примеры.

— В истекшем году пресечена деятельность ряда организованных браконьерских групп, что повлекло широкий положительный общественный резонанс.

Так, в период весеннего нереста работники Сморгонской межрайинспекции задержали на реке Вилия двоих жителей Гродненщины, которые в ночное время с надувных резиновых лодок с помощью “электроудочек” незаконно выловили 767 особей различных видов рыб общим весом 112 кг, причинив природе ущерб в особо крупном размере (1428 базовых величин). Браконьеры привлечены к ответственности в виде лишения свободы сроком на два года с отсрочкой исполнения приговора на один год, ущерб в размере 50 миллионов рублей возмещен до суда.

В апреле—мае прошлого года были выявлены нарушения Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства со стороны арендаторов рыболовных угодий на озерах Лукомское, Нарочь, Освейское. По ним уже состоялись суды.

Находясь в рейде на озере Нарочь, инспекторы достали браконьера с “электроудочкой” даже со дна озера, несмотря на то, что он был в водолазном снаряжении и действовал под прикрытием соучастников, оснащенных современной техникой, новейшими приборами наблюдения, связи и навигации. Нарушители понесли заслуженное наказание.

Работники центрального аппарата совместно со Столбцовской межрайонной инспекцией на территории Столбцовского района изобличили группу браконьеров из числа охотников. В период с мая по сентябрь 2008 года они незаконно добыли 14 кабанов, одного лося и одну косулю. Ущерб природе составил 34,8 миллиона рублей. Факт стал основанием для возбуждения уголовного дела. К сожалению, таких примеров еще много.

— Как выстраивалось взаимодействие с другими государственными структурами и населением?

— В целях повышения уровня взаимодействия и координации деятельности государственных органов в природоохранной сфере Госинспекцией приняты меры, направленные на объединение усилий природоохранных, правоохранительных и других государственных органов и общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений против природной среды.

Наиболее тесное сотрудничество сложилось с органами внутренних дел — с инспекторами ГАИ, разрешительной системы и участковыми. Улучшилось реагирование на сообщения со стороны дежурных служб РОВД и МЧС. Активизировалось взаимодействие с подразделениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства лесного хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и РГОО “БООР”.

Всего в прошлом году проведено 4,9 тысячи совместных природоохранных рейдов и проверок, в ходе которых вскрыто 3,6 тысячи нарушений. В итоге возбуждено 132 уголовных дела, что в 1,3 раза больше, чем в 2007 году. Как пример следует привести эффективное сотрудничество инспекций Гомельской и Витебской областей с подразделениями Минлесхоза и организациями РГОО “БООР”, которыми вскрыто наибольшее количество правонарушений.

В соответствии с действующей схемой обмена информацией в Госинспекцию из других органов поступило более 2,3 тысячи сообщений, что на 18 процентов больше, чем за 2007 год. По ним выявлено 970 административных правонарушений, возбуждено 90 уголовных дел, выдано 26 предписаний об устранении выявленных недостатков, по 260 — приняты иные меры. Данные сообщения носили, как правило, серьезный характер, что позволило вскрывать наиболее социально значимые и грубые нарушения.
Хочу выразить особую признательность и благодарность тем гражданам, которые не равнодушны к охране природы. Значительное количество нарушений было пресечено благодаря им. Всего за год на горячую линию от граждан поступило более 2 тысяч сообщений о нарушениях природоохранного законодательства. В итоге выявлено более 1,1 тысячи правонарушений. Это говорит о том, что горячая линия оправдывает себя. Мы и далее будем наращивать усилия в этом направлении, ведь только совместными усилиями мы сможем бороться с таким явлением, как браконьерство.

— Чего удалось добиться в правовой сфере, связанной с разработкой и принятием нормативных правовых актов, закрепляющих координирующую роль Государственной инспекции?

— В 2008 году продолжалась работа по качественному повышению уровня правового обеспечения деятельности Государственной инспекции. За год рассмотрено 28 поступивших на согласование проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны и использования объектов животного и растительного мира. Практически все предложения и дополнения Государственной инспекции учитывались при их доработке.

Разработан и направлен на места ряд методических рекомендаций и разъяснений по применению законодательных и иных нормативных правовых актов, обзоров практической деятельности по применению законодательства. Ужесточены требования по вопросам соблюдения законодательства при ведении административного процесса. Принимаемые меры позволили за 2008 год сократить в три раза количество поступивших в Государственную инспекцию жалоб по вопросам применения норм КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь.

Все эти меры сыграли положительную роль в природоохранной сфере. Тем не менее есть обширное поле для развития и улучшения природоохранного законодательства, которое и далее будет шлифоваться и совершенствоваться.

Материалы подготовлены совместно с журналистами Народной Газеты.


При использовании материалов обязательна гиперссылка на сайт Государственной инспекции