Выступление начальника Государственной инспекции на пресс-конференции с представителями СМИ

16 июня 2008 г.

Выступление начальника Государственной инспекции на пресс-конференции
с представителями СМИ по теме:
«О работе Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в период ограничений на лов рыбы во время весеннего нереста и охоты в 2008 году»


Добрый день, уважаемые Дамы и Господа!


Наша с вами встреча назревала давно. Практически с каждым из представленных здесь средств массовой информации мы уже сотрудничаем в той или иной степени. Тем не менее, в последнее время ко мне поступает много обращений от СМИ с пожеланием осветить особенности и результаты нашей работы в период весеннего нереста рыбы и весенней охоты. Поэтому для того, чтобы никого из вас не обидеть недостатком внимания мы и организовали эту пресс-конференцию.

Известно, что весенняя пора – ответственный период в работе Государственной инспекции. С марта по май месяц Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства предусмотрен ряд ограничений и запретов, связанных с нерестом основных видов промысловых рыб Беларуси, начинается промысловый лов угря, Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты разрешаются некоторые виды охот на диких зверей и птиц в период их размножения. Кроме этого, весенний период это и время массовой заготовки древесных соков и дикорастущих растений. В это же время арендаторами рыболовных угодий проводится весеннее зарыбление водоемов рыбной молодью.

Особенностью данного периода в этом году, в отличие от других лет, является принятие Президентом Республики Беларусь Указа № 207 об изменениях в Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. В результате поправок в указанные правила были в значительной степени четче обозначены нормы рыболовства и охоты, что с одной стороны регламентировало права рыболова и охотника, а с другой способствовало уменьшению количества случаев ухода нарушителей от ответственности в результате расплывчатых формулировок. Нас радует, что многие из этих поправок приняты по предложениям охотников и рыболовов-любителей.

Так, к примеру, Правилами четко определено, что такое берег и береговая линия. Зачастую «лов рыбы с берега» у рыболовов вызывало массу вопросов, а что такое «берег»? Ведь летом он в одном месте, весной в другом, осенью в третьем – откуда же можно ловить весной?

Следующей поправкой, регламентирующей правила осуществления рыболовства в период весеннего нереста рыбы, стала поправка о разрешении применять на спиннинге искусственную приманку только с одним будь-то одинарным, двойным, или тройным крючком определенного размера. Данная поправка дала возможность инспекторам привлекать к ответственности не чистых на руку рыболовов, использующих спиннинг с большим количеством крючков и большего размера в качестве «живодера» на нерестилищах и уровняла в правах рыболовов-удочников и спиннингистов.

Были уточнены сроки запрета на использование маломерных судов и судов с двигателями гражданами. В прежней редакции из-за некорректно изложенного текста гражданам запрещалось использование плавсредств аж до 15 июля. Кроме того, райисполкомам предоставлено право в случае необходимости в период весеннего нереста разрешать гражданам использование плавсредств в хозяйственных, транспортных и иных целях.

Хорошему делу служит уменьшение с 5-ти до 1-го километра расстояния от береговой линии водоема или водотока, на котором запрещено нахождение с запрещенными орудиями рыболовства и (или) рыбой, лов которой в данном районе и в данное время запрещен, либо вес которой превышает нормы, установленные Правилами, без документов, подтверждающих законность владения рыбой. Дополнение в данный пункт необходимости наличия документов, подтверждающих законность владения рыбой, позволило инспекторам привлекать к ответственности организованных браконьеров, у которых одни ловят, другие отвозят, а третьи реализуют.

Я не буду останавливаться на всех изменениях, их много, как по рыболовству, так и по охоте.

Не взирая на динамичное изменение природоохранного законодательства, продиктованное самой жизнью, мы все же не снизили эффективности нашей работы и в основном за счет ее организации.

Так за период с марта по май месяц силами госинспекторов проведено 2757 природоохранных рейдов, из которых 893 совместных, и 1376 проверок субъектов хозяйствования. В результате выявлено около 4400 нарушений природоохранного законодательства, что на 21% больше чем в 2007.

Из них:
  • на 33,5% больше нарушений Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Изъяты 5363 ставные сети общей длиной более 240 км, 12 ЭЛУ, 1034 прочих орудий рыболовства и более 5,2 т незаконно добытой рыбы;
  • в 2,6 раза больше нарушений Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты. Изъято 85 единиц огнестрельного оружия из которого 42 незарегистрированного, 119 прочих орудий охоты, а также около 1 тонны незаконно добытого мяса дичи.
По вскрытым госинспекторами нарушениям возбуждено 110 уголовных дел, что на 45% выше, чем в 2007 году, из них 34 за причинение природным ресурсам ущерба в особо крупном размере.

Общая сумма наложенных штрафов возросла на 29% в сравнении с 2007 годом. Средний размер штрафа за одно нарушение возрос на 8%, что говорит о выявлении более грубых нарушений. С отменой 581 Указа, Вы знаете, что нижний размер штрафов снижен, чем активно пользуются суды.

Несмотря на то, что госинспектор имеет форменное обмундирование со всеми знаками отличия, боевое оружие, продолжаются случаи оказания неповиновения и сопротивления. Часто, находясь в состоянии алкогольного опьянения или зная, что они подпадают под уголовную ответственность, нарушители грубят и оскорбляют госинспекторов, угрожают физической расправой, пытаются оказать сопротивление и скрыться, а порой умышленно провоцируют на резкие действия. За три месяца имело место 14 таких случаев, за что 11 нарушителей привлечены к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, 1 нарушитель привлечен за мелкое хулиганство, по 2 случаям проводится разбирательство.

Проводился контроль за добычей мигрирующего угря в период его весеннего лова, который осуществлялся в Браславском, Миорском, Россонском и Лепельском районах Витебской области и Мядельском районе Минской области. С этой целью было проведено более 140 проверок, в ходе которых обследовались места, где имеется вероятность незаконной установки угреловушек и подключения к линиям электропередач, так называемых «фаз». Говоря о «фазах» следует отметить, что это зло переместилось с Нарочи в Миорский и Браславский районы.

В соответствии со своей компетенцией Государственной инспекцией осуществлялся контроль за зарыблением естественных водоемов республики. Госинспекторами было проверено 157 зарыблений. В большинстве случаев они осуществлялись строго в соответствии с требованиями Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства на основании рыбоводно-биологических обоснований. Тем не менее, был выявлен факт занижения количества выпущенных особей угря при зарыблении водоемов Браславского района, по которому проводится разбирательство, и 1 факт незаконного зарыбления, за что СПК «Кудин» Белыничского района привлечен к административной ответственности.

Для предотвращения продажи запрещенных орудий лова из сетематериалов, торговли незаконно добытой озерно-речной рыбой и дикорастущими растениями – черемшой, которая включена в Красную книгу Республики Беларусь, инспекциями было проведено самостоятельно или совместно с сотрудниками милиции и налоговых инспекций 315 проверок рынков, других торговых точек, в том числе в несанкционированных местах. Выявлено около 50 нарушений по которым госинспекторами и сотрудниками милиции составлены административные протоколы.

Для создания благоприятных условий в период нереста в целях предупреждения загрязнения водных объектов и исключения фактов гибели рыбы инспекциями охраны животного и растительного мира совместно с инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды проделана большая работа по наведению порядка в прибрежных полосах и водоохранных зонах водных объектов. По инициативе Государственной инспекции во всех райисполкомах были созданы соответствующие комиссии. По результатам проверок составлено 100 протоколов по фактам нарушения режима водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. Сельскохозяйственным субъектам, у которых выявлены нарушения или которые могут явиться потенциальными загрязнителями водоемов, выдано 142 предписания по их устранению. В водоохранных зонах ликвидированы летние лагеря для содержания крупного рогатого скота, демонтированы склады ядохимикатов, ликвидированы примитивные старые фермы, организована установка аншлагов.

Хочу отметить, что таким небольшим количеством инспекторского состава как у нас невозможно осуществить охрану всех угодий своими силами. Поэтому одна из основных наших задач заключается в координации и осуществлении взаимодействия в деятельности природоохранных, правоохранительных и иных государственных органов.

С этой целью в марте-апреле были проведены координационные совещания с участием представителей районных исполнительных комитетов, РОВД, РОМЧС, районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, районных организационных структур РГОО «БООР», лесхозов, арендаторов охотничьих и рыболовных угодий. Были согласованы графики проведения совместных рейдовых и проверочных мероприятий. В ходе организованного взаимодействия проведено 893 совместных рейда, около 500 проверок, выявлено более 1000 нарушений природоохранного законодательства, в том числе возбуждено 50 уголовных дел.

Была организована разъяснительная работа с населением через средства массовой информации по вопросам охраны рыбы в период нереста, диких зверей и птиц в период их размножения, а также по вопросам природоохранного законодательства. Активно включились в эту работу и представители печатных и электронных средств массовой информации, за что Вам большое спасибо. В 24 природоохранных рейдах участвовали журналисты, представители телевидения как по нашей, так и по инициативе самих СМИ, что позволило широко и объективно осветить работу наших структурных подразделений в этот период.
Хочу выразить особую признательность и благодарность тем гражданам, которые не равнодушны к охране природы. Значительное количество нарушений было пресечено благодаря им. Люди звонили по телефонам «горячей линии», присылали сообщения о местах браконьерства на интернет-сайт Государственной инспекции. За весенний период на телефон «горячей линии» поступило 648 сообщений и 120 на интернет-сайт. Из них 630 – о нарушении природоохранного законодательства, по которым выявлено 340 нарушений. На 104 вопроса, поступивших на сайт, даны ответы, многие из которых размещены на сайте. Это говорит о том, что служба «горячей линии» себя оправдывает, а количество сообщений и результаты их проверок говорят о том, что доверие к госинспектору возрастает и я, надеюсь, будет и дальше возрастать. Мы в этом направлении проводим большую работу. Ведь только совместными усилиями мы сможем бороться с таким явлением, как браконьерство.

Сегодня мы констатируем, что запланированные мероприятия на весенний период 2008 года Государственная инспекция выполнила, поставленная задача по поддержанию порядка на водоемах, в охотничьих и лесных угодьях – достигнута. И это закономерно.

За пять с половиной лет существования Государственной инспекции наши работники набрались опыта, оснастились на достаточно высоком техническом уровне и за нелегкую борьбу с браконьерством уже заслужили уважение среди простых граждан и любителей природы.

Спасибо за внимание!