Заслуженное уважение дорогого стоит

20 июня 2008 г.

В работе Государственной инспекции охраны животного и растительного мира нет “безответственных периодов”, однако есть особо напряженные.

Весенняя пора — ответственный период в работе Государственной инспекции. С 1 марта по 30 мая Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства предусмотрен ряд ограничений и запретов в период нереста основных видов промысловых рыб, начинается промысловый лов угря. Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты разрешаются некоторые виды охот на диких зверей и птиц в период их размножения. Кроме того, весной ведется массовая заготовка древесных соков и дикорастущих растений. В то же время арендаторами рыболовных угодий проводится весеннее зарыбление водоемов... Об итогах работы в этот период мы попросили рассказать начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Михаила АРЕШКО.

Арешко Михаил Адамович

— Михаил Адамович, как проходил весенний нерест в этом году? И как в этой связи была организована работа структурных подразделений Госинспекции?

— В период ограничений на лов рыбы во время нереста и весенней охоты наши структурные подразделения работали в усиленном режиме. Областные и районные инспекции были нацелены в первую очередь на проведение самостоятельных и совместных рейдовых мероприятий с учетом особенностей регионов и обстановки, а также на проверку соблюдения природоохранного законодательства арендаторами охотничьих и рыболовных угодий. Проверялось и то, насколько эффективно осуществляется охрана арендованных угодий. Под пристальный контроль были взяты места наиболее ценных нерестилищ. Проводилась соответствующая разъяснительная работа с населением, в том числе через средства массовой информации.

Следует отметить, что массового браконьерства минувшей весной не отмечено. Это связано с активными действиями государственных инспекторов на местах, профилактическими мероприятиями, проводимыми из года в год. Дало результат и активное участие других природоохранных и силовых структур.
Благодаря Указу Президента № 207 о внесении изменений и дополнений в Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты в значительной степени четче обозначены нормы рыболовства и охоты. Это, с одной стороны, регламентировало права рыболова и охотника, а с другой — способствовало уменьшению количества случаев ухода нарушителей от ответственности в результате расплывчатых формулировок. Кстати, многие поправки приняты по предложениям охотников и рыболовов-любителей.

— Например?

— Теперь правилами четко определено, что такое берег и береговая линия. Раньше формулировка “лов рыбы с берега” зачастую вызывала у рыболовов вопрос: а что такое “берег”? Ведь летом он в одном месте, весной в другом, осенью в третьем...

Еще одной важной поправкой, регламентирующей правила осуществления рыболовства в период весеннего нереста рыбы, стала поправка о разрешении применять на спиннинге искусственную приманку только с одним (будь-то одинарным, двойным или тройным) крючком определенного размера. Эта поправка дала возможность инспекторам привлекать к ответственности нечистых на руку рыболовов, использующих спиннинг с большим количеством крючков и большего размера в качестве “живодера” на нерестилищах, и уровняла в правах удочников и спиннингистов.

Были уточнены сроки запрета на использование гражданами маломерных судов и судов с двигателями. В прежней редакции правил запрещалось использование плавсредств до 15 июля. Нынче райисполкомам предоставлено право в случае необходимости в период весеннего нереста разрешать гражданам использование плавсредств в хозяйственных, транспортных и иных целях.

Хорошему делу служит уменьшение с пяти до одного километра расстояния от береговой линии водоема или водотока, где запрещено нахождение с запрещенными орудиями рыболовства и (или) рыбой, лов которой в данном районе и в данное время запрещен, либо вес которой превышает нормы, установленные правилами, без документов, подтверждающих законность владения рыбой. Необходимость наличия документов, подтверждающих законность владения рыбой, позволило инспекторам привлекать к ответственности организованных браконьеров, у которых одни ловят, другие отвозят, а третьи реализуют. И таких изменений как по рыболовству, так и по охоте много. Однако невзирая на динамичное изменение природоохранного законодательства, что продиктовано самой жизнью, мы все же не снизили эффективности нашей работы — в основном за счет ее организации. Более того, с марта по май нынешнего года в целом нарушений природоохранного законодательства выявлено на 21 процент больше, чем за аналогичный период прошлого года, а нарушений Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства — на 33,5 процента. По вскрытым госинспекторами нарушениям возбуждено 110 уголовных дел — на 45 процентов больше, чем в 2007. Общая сумма наложенных штрафов возросла на 29 процентов.

Арешко Михаил Адамович

— Случается, что госинспекторам при исполнении служебных обязанностей оказывается неповиновение. Были ли такие случаи во время весеннего нереста?

— Несмотря на то что госинспектор имеет форменное обмундирование со всеми знаками отличия и боевое оружие, случаи оказания неповиновения и сопротивления со стороны браконьеров фиксируются. Зачастую нарушители, находясь в состоянии алкогольного опьянения или зная, что они подпадают под уголовную ответственность, оскорбляют инспекторов, угрожают им физической расправой, пытаются оказать сопротивление и скрыться, а порой умышленно провоцируют на резкие действия. За три месяца имело место 14 подобных случаев. 11 нарушителей привлечены к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий — они понесли наказание в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Один нарушитель привлечен за мелкое хулиганство, по двум случаям проводится разбирательство.

— Одно из ответственных направлений деятельности Госинспекции — контроль за добычей промысловыми бригадами мигрирующего угря...

— Контроль за добычей мигрирующего угря в период его весеннего лова осуществлялся в Браславском, Миорском, Россонском и Лепельском районах Витебской области и Мядельском районе Минской области. С этой целью проведено более 140 проверок. В ходе рейдов обследовались места, где имеется вероятность незаконной установки угреловушек и подключения к линиям электропередачи, так называемых “фаз”. Говоря о “фазах”, следует отметить, что это зло переместилось с Нарочи в Миорский и Брасловский районы.

— В последние годы в Беларуси интенсивно зарыбляются водоемы. Какова роль инспекции в этом деле?

— В соответствии со своей компетенцией Госинспекция осуществляла контроль за зарыблением естественных водоемов. Проверено 157 зарыблений. В большинстве случаев они осуществлялись строго в соответствии с требованиями Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства на основании рыбоводно-биологических обоснований. Тем не менее был выявлен факт занижения количества выпущенных особей угря при зарыблении водоемов Браславского района, по которому проводится разбирательство. Зафиксирован также факт незаконного зарыбления, за что СПК “Кудин” Белыничского района привлечен к административной ответственности.

— Как строилось взаимодействие с другими государственными структурами и населением?

— Для предотвращения продажи запрещенных орудий лова из сетематериалов, торговли незаконно добытой озерно-речной рыбой и дикорастущими растениями, в частности черемшой, которая включена в Красную книгу Беларуси, инспекции провели самостоятельно или совместно с сотрудниками милиции и налоговых инспекций 315 проверок рынков, других торговых точек, в том числе в несанкционированных местах. Выявлено около 50 нарушений, по которым составлены административные протоколы.

Для создания благоприятных условий в период нереста в целях предупреждения загрязнения водных объектов и исключения фактов гибели рыбы инспекциями охраны животного и растительного мира совместно с инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды проделана большая работа по наведению порядка в прибрежных полосах и водоохранных зонах водных объектов. По инициативе Госинспекции во всех райисполкомах были созданы соответствующие комиссии. По результатам проверок составлено 100 протоколов по фактам нарушения режима водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. Сельскохозяйственным субъектам, у которых выявлены нарушения или которые могут явиться потенциальными загрязнителями водоемов, выдано 142 предписания по их устранению. В водоохранных зонах ликвидированы летние лагеря для содержания крупного рогатого скота, демонтированы склады ядохимикатов, снесены старые фермы, организована установка аншлагов.

Хочу отметить, что таким небольшим количеством инспекторского состава, как у нас, невозможно осуществить охрану всех угодий своими силами. Поэтому одна из основных наших задач заключается в координации и осуществлении взаимодействия в деятельности природоохранных, правоохранительных и иных государственных органов. В марте—апреле были проведены координационные совещания с участием представителей райисполкомов, РОВД, РОМЧС, районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, районных организационных структур РГОО “БООР”, лесхозов, арендаторов охотничьих и рыболовных угодий. Были согласованы графики проведения совместных рейдовых и проверочных мероприятий. В ходе организованного взаимодействия проведено 893 совместных рейда, около 500 проверок, выявлено более тысячи нарушений природоохранного законодательства, возбуждено 50 уголовных дел.

Хочу выразить особую признательность и благодарность тем гражданам, которые не равнодушны к охране природы. Значительное количество нарушений было пресечено благодаря им. Люди звонили по телефонам “горячей линии”, присылали сообщения о местах браконьерства на интернет-сайт Государственной инспекции. За весенний период на телефон “горячей линии” поступило 648 сообщений и 120 — на интернет-сайт. В итоге выявлено 340 нарушений природоохранного законодательства. Это говорит о том, что служба “горячей линии” себя оправдывает, а количество сообщений и результаты их проверок говорят о том, что доверие к госинспектору возрастает и, я надеюсь, будет и дальше возрастать. Мы в этом направлении проводим большую работу. Ведь только совместными усилиями мы сможем бороться с таким явлением, как браконьерство.

Следует отметить, что запланированные мероприятия на весенний период 2008 года Государственная инспекция выполнила, поставленная цель по наведению порядка на водоемах, в охотничьих и лесных угодьях достигнута. И это закономерно. За пять с половиной лет существования Госинспекции наши работники набрались опыта, оснастились на достаточно высоком техническом уровне и за нелегкую борьбу с браконьерством уже заслужили уважение среди простых граждан и любителей природы.


Материалы подготовлены совместно с журналистами Народной Газеты.