Дикие гонки-2

20 мая 2009 г.

Проведенные в апреле на берегу Ислочи автомобильные соревнования наглядно показали, что назрела необходимость разработать правила внедорожного движения.

Вряд ли кому-нибудь придет в голову устраивать соревнования по метанию молота в посудной лавке или, к примеру, погонять мяч в картинной галерее. Но так уж устроен человек: ему хочется экстрима, экзотики, в общем, чего-то эдакого, адреналинового. Наверняка ярые приверженцы потрястись на джипах по бездорожью тоже могут часами рассказывать о том, как это увлекательно и ни с чем несравнимо. Восторг и драйв участников подобного трофи-рейда, который проходил в начале апреля в Воложинском районе, попытались передать зрителям репортеры в теленовостях. Организаторы соревнований ждали, должно быть, совсем иной реакции телезрителей, но в природоохранные органы и в нашу редакцию начали обращаться граждане, возмущенные увиденным.

В период нереста рыбы (апрель—май), когда введен целый ряд запретов, и в нарушение других правил река Ислочь, в которой водятся рыбы, занесенные в Красную книгу, вдруг оказалась частью маршрута трофи-рейда. Два месяца рыбакам даже в воду заходить не дозволяется, а “купать” машины вообще запрещено 365 дней в году. За нарушение правил, утвержденных указом Президента, предусмотрены большие штрафы. А тут вам пожалуйста: почти полсотни джипов “покоряли природу”, которая, несомненно, ценнее любой посудной лавки. Она ведь живая!

После того как в “Народной газете” 8 апреля появилась критическая статья “Дикие гонки”, в ситуации решила разобраться Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

— Мы провели тщательное расследование изложенных фактов, — сообщил начальник Госинспекции Михаил Арешко. — За нарушения природоохранного законодательства при проведении автомобильных соревнований по трофи-рейду “Ислочь-2009”, организатором которых выступило ООО “Минтехавтосервис”, ответственный за это мероприятие Сергей Ягодницин привлечен нами к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 базовых величин. Приказом директора “Минсктехавтосервиса” за нарушение согласованных программы и регламента соревнований Ягодницин освобожден от занимаемой должности. В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, организатор соревнований привел трассу гонок в надлежащее состояние и высадил в лесном массиве около 3 тысяч саженцев ели.

Впрочем, нарушители еще легко отделались. Если бы санкции были применены не только к физическому, но и к юридическому лицу, сумма штрафа возросла бы до тысячи базовых величин! Но на первый раз госинспекторы не стали прибегать к крайним мерам, тем более что представители местной власти и районной природоохранной структуры тоже оказались в данной ситуации не на высоте юридических знаний.
Безусловно, далеко не каждый человек досконально знает природоохранное законодательство. Кстати, по признанию международных экспертов, оно у нас весьма прогрессивное. Но поскольку в последнее время было внесено немало важных дополнений и изменений, те же организаторы трофи-рейдов, стремящиеся, как они сами уверяют, быть законопослушными гражданами, хотели бы иметь четкие ориентиры, что можно, а что нет.

Дабы избежать дальнейшего неконтролируемого развития внедорожных мероприятий и нарушения организаторами и участниками природоохранного законодательства, по инициативе руководства республиканского общественного объединения “Белорусская автомобильная внедорожная федерация” в Госинспекции охраны животного и растительного мира состоялась рабочая встреча с участием представителей Минприроды, Минлесхоза, Центрального совета ДОСААФ и других заинтересованных сторон.

— В настоящее время в Беларуси отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки и проведения внедорожных автомобильных соревнований, — отметил, открывая встречу, заместитель начальника Госинспекции Виктор Бутранец. — В результате их организаторы и участники зачастую допускают нарушения природоохранного законодательства, а передвижение транспортных средств вне дорог оказывает негативное воздействие на окружающую среду и причиняет значительный вред природным ресурсам. Яркий пример — соревнования, проводившиеся в апреле этого года на берегу реки Ислочь в Воложинском районе.

После часовой дискуссии участники встречи согласились с необходимостью разработки единого порядка подготовки и проведения внедорожных автомобильных соревнований. Белорусской автомобильной внедорожной федерации предложено инициировать данный вопрос перед Министерством спорта и туризма. А до принятия единого нормативного акта на этапе подготовки внедорожных соревнований их организаторам предложено разработать ряд документов. Среди них — частный регламент соревнований, в обязательном порядке содержащий информацию об их официальных лицах, о месте и времени проведения мероприятия, об ограничениях, связанных с необходимостью соблюдения природоохранного законодательства, а также об обязательствах и ответственности организаторов и участников соревнований за вред, причиненный окружающей среде. Регламент должен быть согласован организаторами с юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, с пользователями охотничьих и рыболовных угодий, земельных участков, с территориальным органом Минприроды, с местным исполнительным и распорядительным органом, на территории которого планируется проведение внедорожного автомобильного соревнования.

Еще один обязательный документ — паспорт трассы соревнований, представляющий собой изображение маршрута движения автомобилей, наложенное на карту местности. Паспорт тоже должен быть согласован с перечисленными выше инстанциями.

Кроме того, определено, что проведение соревнований запрещено: на особо охраняемых природных территориях и в местах произрастания и обитания краснокнижных видов растений и животных; в местах нереста рыбы; в период весеннего нереста рыбы (если условиями соревнований предусмотрено преодоление водных объектов), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. К примеру, сейчас горят леса, и в большинстве регионов их посещение вообще запрещено.

Возможно, кому-то из любителей “дикой” езды такого рода бюрократические препятствия покажутся посложнее бездорожья, но “переезжать” через закон им больше никто не позволит.

Виктор КУКЛОВ, “НГ”