Чтобы не спотыкаться на правовом поле

23 октября 2009 г.

Депутаты “проинспектировали”, как реализуется на практике природоохранное законодательство, и “намотали на ус” предложения по его дальнейшему совершенствованию.
Практика применения законодательства по вопросам охраны и рационального использования животного и растительного мира, Владимир Андрейченко, Михаил Арешко

30 сентября в Докшицком районе Витебской области состоялся семинар “Практика применения законодательства по вопросам охраны и рационального использования животного и растительного мира”. Его проведение инициировал депутатский корпус Национального собрания Республики Беларусь во главе с председателем Палаты представителей Владимиром Андрейченко. В центре внимания оказались вопросы, требующие корректировки действующего законодательства с учетом сложившихся реалий. В обсуждении актуальных проблем активное участие приняли представители Минприроды, Минлесхоза, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте, Минсельхозпрода, РГОО “БООР”, местной власти. Семинар начался с пленарного заседания в Березинском биосферном заповеднике и продолжился на других объектах природопользования Докшицкого района.

По словам Владимира Андрейченко, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — одно из приоритетных направлений государственной политики. На этом сделан основной акцент и в реализации многочисленных мероприятий Года родной земли. В свою очередь сохранение биологического разнообразия является одной из важнейших проблем, стоящих как перед всем человечеством, так и перед Республикой Беларусь.

Законодательная база в сфере рационального использования и охраны объектов животного и растительного мира за последние годы значительно усовершенствована, что уже дает конкретные результаты. Как показало время, далеко не лишним звеном в природоохранной сфере стала Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, созданная в 2003 году. Ее деятельности и изучению проблем, с которыми приходится сталкиваться госинспекторам в правоприменительной практике, на семинаре было уделено особое внимание. За короткий срок Госинспекция добилась заметных успехов в наведении порядка в лесах и на водоемах.

Условия работы, профессиональное мастерство и оснащенность госинспекторов были продемонстрированы участникам семинара на базе Бегомльской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, находящейся, можно сказать, на переднем крае борьбы с браконьерством.

Осматривая экспозицию технических средств, которыми пользуются госинспекторы, Владимир Андрейченко не преминул заметить, что все это надо чаще пропагандировать, и тогда, глядишь, останется гораздо меньше желающих преступить закон. Начальник Госинспекции Михаил Арешко обратил внимание участников семинара на то, что наряду с массой запрещенных орудий рыболовства и охоты зачастую изымаются различные варварские приспособления, которые могут погубить не только зверя, но и направлены на противодействие инспекторам. А чтобы деятельность Госинспекции была еще более эффективной, требуют решения некоторые проблемы правоприменительной практики. И здесь необходима поддержка депутатов.

Так, постановлением Совета Министров от 10 июля 2002 года № 928 определен порядок реализации рыболовных сетей и сетематериалов. В процессе выполнения служебных обязанностей госинспекторы изымают тысячи браконьерских сетей, значительная часть которых, естественно, приобретается через торговлю. Однако Кодекс об административных правонарушениях не содержит статьи, прямо предусматривающей ответственность за нарушение требований данного постановления.

Не содержит КоАП и норм, прямо предусматривающих ответственность за нарушение установленного местными исполнительными и распорядительными органами порядка пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Сегодня госинспекторы могут принимать меры только в тех случаях, когда указанные ограничения установлены на водных объектах, являющихся источниками питьевого водоснабжения либо расположены на особо охраняемых природных территориях. Да и то, если положения о таких территориях содержат подобные запреты.

Есть прорехи и в Уголовном кодексе. В настоящее время гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности по частям статей 281 и 282 Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за незаконную добычу водных животных и незаконную охоту, только при наличии административной преюдиции, то есть совершив административное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Вместе с тем достаточно распространены случаи, когда гражданин, будучи привлеченным к уголовной ответственности по названным частям, являясь судимым, а нередко и в период не отбытой части наказания, вновь совершает административное правонарушение, что влечет только административную ответственность. По мнению Государственной инспекции уголовная ответственность по указанным статьям должна наступать за незаконную добычу водных животных и незаконную охоту, как совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения, так и для лиц, судимых за преступления, предусмотренные статьями 281 и 282 Уголовного кодекса Беларуси.

Совершенствование природоохранного законодательства только поможет повысить эффективность использования объектов растительного и животного мира и послужит сохранению биологического разнообразия.

Материалы подготовлены совместно с журналистами Народной Газеты.