О проблеме дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных

К сожалению, проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием диких животных в Республике Беларусь не утратила своей актуальности. В 2022 году таких ДТП не стало меньше, а напротив - отмечается их рост, хотя и незначительный. Одновременно можно уверенно говорить о ежегодном росте количества пострадавших в таких ДТП участников дорожного движения – водителей и пассажиров транспортных средств.

Государственная инспекция в рамках реализации требований Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 года № 112 с 2021 года осуществляет регистрацию (учет) поступающих в ее дежурную службу сообщений о фактах ДТП с участием охотничьих животных нормируемых видов, обобщает, анализирует и предоставляет данную информацию в соответствующие государственные органы и организации.

В течение 2022 года зарегистрирован 3021 факт ДТП с участием охотничьих животных (на 43 факта или 1,4% больше чем в 2021 году), в результате которых погибло (травмировано) 3080 животных (на 27 особей или 0,9% больше, чем в 2021 году).

По видовой структуре погибших животных, как и в 2021 году, в большинстве случаев фиксировались факты гибели в результате ДТП косули – 1992 особи (на 85 особей или 4,5% больше чем в 2021 и лося – 850 особей (на 28 особей или 3,2% меньше чем в 2021 году).

Кроме того, в результате ДТП в 2022 году погибло (травмировано) 142 особи кабана, 86 особей оленя благородного, 5 особей лани и 5 бобров.

В 2022 году фактов гибели в результате ДТП других нормируемых видов охотничьих животных не зафиксирована (в 2021 году в результате ДТП погибло 3 особи оленя пятнистого и 1 выдра).

Как показывает статистика, наибольшую опасность для участников дорожного движения – водителей и пассажиров транспортных средств представляют крупные копытные животные, такие как лоси и благородные олени. Столкновения с такими животными как правило заканчиваются значительными повреждениями автомобилей, нередко приводят к серьезным травмам и даже гибели людей.

По-прежнему наиболее неблагополучными в отношении ДТП с участием диких копытных животных являются республиканские автомобильные дороги:

М 6 (Е 30) Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги),

М 2 Минск – Национальный аэропорт Минск,

М 1 (Е 30) Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации,

М 4 Минск – Могилев,

М 5 Минск – Гомель,

М 8 (Е 95) граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута).

Необходимо отметить, что в настоящее время в республике реализуется Комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения и минимизации (предупреждению) дорожно-транспортных происшествий с участием охотничьих животных нормируемых видов при выходе их на автомобильные дороги общего пользования, утвержденный 29 июня 2022 года в ходе проведения заседания Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь.

Проблема ДТП с участием диких животных явилась одной из тем Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию ОРУП «Белгосохота», которая прошла 23-24 февраля на базе лесохозяйственного факультета учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет». Участие в данной конференции приняли работники Государственной инспекции.

В рамках Международной научно-практической конференции государственным научно-производственным объединением «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам» (П.А. Гештовт) представлен доклад «Дорожно-транспортные происшествия с участием диких животных в Беларуси – статистика и закономерности», подготовленный данным объединением совместно с Государственной инспекцией (С.И. Гузней, П.Н. Ананич).

Государственная инспекция предлагает ознакомится с основными тезисами указанного выше доклада.

В последние годы в Республике Беларусь наблюдается как рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных, так и количества пострадавших в них людей. До 2021 года сбор информации о данных видах ДТП носил нецентрализованный характер, в результате чего достоверность предоставляемой информации была низкой. Информация собиралась в результате запросов отправляемых НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Государственная инспекция). После введения с 01.01.2021 требования законодательства об обязательном сообщении о факте обнаружения травмированного или погибшего в результате ДТП охотничьего животного нормируемых видов в Государственную инспекцию начался этап централизованного сбора указанной информации. Это позволило получать достоверные данные и после осуществления их анализа делать объективные выводы.

В течении 2021 года было зарегистрировано 2978 фактов ДТП с участием диких животных, в их результате погибло или было травмировано 3053 животных, в том числе: 878 лосей, 81 благородных оленей, 1907 косуль, 178 кабанов, 3 пятнистых оленя, 3 лани, 2 бобра и 1 выдра.

В течении 2022 года было зарегистрировано 3021 факт ДТП с участием диких животных, в их результате погибло или было травмировано 3080 животных, в том числе: 850 лосей, 86 благородных оленей, 1992 косули, 142 кабана, 5 ланей, 5 бобров.

Количество людей, погибших и пострадавших в результате ДТП с участием диких животных

2023.03.02.01

Количество ДТП с участием диких животных

2023.03.02.022023.03.02.21

Было установлено, что количество ДТП с участием диких животных существенно варьируется от сезона года. Кроме того, в зависимости от сезона меняется также половозрастная структура погибших животных.

Наибольшее количество данных ДТП происходит в мае – июне, что обусловлено повышением активности животных, смене их стаций обитания и поиском новых индивидуальных участков обитания. В 2021 году, как и в 2022 году в мае и июне наблюдается существенное увеличение количества зарегистрированных фактов гибели и травмирования лося и косули. В этот период года среди погибших и травмированных косуль преобладают преимущественно самцы. Так в мае 2021 года их доля от общего количества составила 66%, а в 2022 году 71%.

Самцы лося, косули и оленя благородного преобладают среди погибших и травмированных особей в период гона. Так доля погибших самцов лося от общего количества погибших лосей в сентябре в 2021 и 2022 году составила 68%. Доля погибших самцов оленя благородного в сентябре 2021 года составила 66%, в 2022 году 90%. Доля погибших самцов косули в период гона и период занятия ими индивидуальных участков в июне 2021 года составила 65%, в июле 78%, в августе 73% от общего количества погибших косуль. В 2022 году доля погибших самцов в июне составила 59%, в июле 78%, в августе 62%.

Распределение ДТП с участием диких копытных животных по месяцам

ЛОСЬ 2021 г. и 2022 г.

2023.03.02.032023.03.02.04

КОСУЛЯ 2021 г. и 2022 г.

2023.03.02.052023.03.02.06

ОЛЕНЬ БЛАГОРОДНЫЙ 2021 г. и 2022 г.

2023.03.02.072023.03.02.08

 КАБАН 2021 г. и 2022 г.

2023.03.02.092023.03.02.10

Распределение зарегистрированных фактов ДТП с участием диких копытных животных по дням недели (в разрезе зимних и летних месяцев)

2023.03.02.11

Анализ показал, что наибольшее количество фактов обнаружения травмированных или погибших в результате ДТП животных фиксировалось в пятницу и выходные дни, а в будние дни аварийность снижалась. Это указывает на то, что интенсивность движения оказывает важное влияние на количестве ДТП с участием диких животных.

Статистический анализ в разрезе охотничьих хозяйств не выявил четкой зависимости количества зарегистрированных фактов ДТП от плотности населения диких животных и размера их изъятия с 1000 га пригодных для обитания угодий (показателя, косвенно характеризующего численность и плотность населения в популяциях диких животных). Было установлено что места концентрации ДТП могут наблюдаться как на территории охотничьих хозяйств с высокой плотностью населения копытных, так и с низкой. В ряде охотничьих хозяйств с высокой плотностью населения диких копытных данные ДТП фиксировались достаточно редко.

Анализ также показал, что основными местами обнаружения травмированных и погибших диких животных в результате дорожно-транспортных происшествий являются участки дорог с интенсивным движением – республиканские автомобильные дороги с литерой «М», дороги в районе областных центров и города Минска.

Статистический анализ в разрезе административных районов выявил зависимость зарегистрированных фактов обнаружения от протяженности дорог с интенсивным движением и численности населения в границах административных районов.

 Места зарегистрированных в 2021 году фактов ДТП с участием лося и плотность его населения

2023.03.02.12

   Места зарегистрированных в 2022 году фактов ДТП с участием лося и плотность его населения

2023.03.02.13   

Места зарегистрированных в 2021 году фактов ДТП с участием косули и плотность ее населения

2023.03.02.14  

   Места зарегистрированных в 2022 году фактов ДТП с участием косули и плотность ее населения

   

   2023.03.02.15

Места зарегистрированных в 2021 году фактов ДТП с участием оленя благородного и плотность его населения

2023.03.02.16

Места зарегистрированных в 2022 году фактов ДТП с участием оленя благородного и плотность его населения

2023.03.02.17

Места зарегистрированных в 2021 году фактов ДТП с участием кабана и плотность его населения

2023.03.02.18

Места зарегистрированных в 2022 году фактов ДТП с участием кабана и плотность его населения

2023.03.02.19

 

 

 

 

 

 



Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl+Enter