«Должны успеть». Журналист «СГ» сутки «рейдовал» с сотрудниками Оршанской инспекции

22 мая 2019

Никита АВРАМЕНКО, «СЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА»

Быть браконьером невыгодно: если поймают на месте преступления, можно получить огромный штраф и даже лишиться свободы. Тем не менее, еще находятся желающие пощекотать свои нервы и кошельки. Что выявил рейд с сотрудниками Оршанской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, с которыми подежурил корреспондент «СГ»?

Межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира, с сотрудниками которой мне предстоит в ближайшие 24 часа патрулировать водоемы, контролирует немалую территорию. Помимо Оршанского, в нее входят Толочинский и Дубровенский районы. Порой во время рейда приходится тратить по полтора часа, чтобы попасть с одной точки на другую. А сейчас, в период нереста, инспекторы готовы сорваться по сигналу в любой момент.


2019.05.22.01.jpg

— В последние годы наша работа в основном строится на поступающей от местных жителей информации, — рассказывает начальник инспекции Игорь Иванов. — Неравнодушные люди, которые замечают браконьеров, подозрительные действия у водоемов, сразу звонят на «телефон доверия». И это реально помогает.

Пока светло, нет смысла осматривать крупные озера и реки: для браконьера слишком большой риск быть замеченным еще до того, как выставишь снасти. Правильнее начать с притоков Днепра, расположенных на границе с Россией. Места здесь тихие, людей мало, поэтому самые смелые могут работать и посреди бела дня. А если на горизонте появятся инспекторы, то всегда можно попробовать улизнуть на территорию страны-соседки.

Чтобы действовать корректно и законно на трансграничных территориях, берем в группу государственного инспектора по Брянской и Смоленской областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Андрея Фроленкова. Вместе с ним мы садимся в лодку и выходим на воду.

Буквально через пару сотен метров, у деревни Орловичи, Игорь Владимирович замечает на нашем берегу небольшую палку.

— Уж больно в неестественном положении она находится, — объясняет свой повышенный интерес инспектор.

Подплываем ближе и аккуратно вытаскиваем ее из земли. Наши подозрения небеспочвенны: к обратному концу привязана сеть длиной метров в пять. Пока в ловушку никто не попался. Чуть дальше находим еще две пустые сети. Видно, что все три орудия лова выставлял один человек. Причем делал это несколько недель назад, когда еще была большая вода.

Обследовали еще 7 километров водной глади — пусто. Хотя места здесь рыбные. Раньше, говорят инспекторы, нарушители даже боролись между собой за лучшую точку для выставления сетей.

— За счет совместного патрулирования удалось охладить пыл браконьеров, — считает российский инспектор. — В последние пару лет мы дали понять нелегалам — ни одно действие не останется без внимания. В итоге вразумили большинство потенциальных нарушителей.

Уезжаем из приграничья: на канале в Оршанском районе, передают нам по рации, увидели подозрительного человека. «Должны успеть», — прикидывает расстояние до указанной точки Игорь Иванов. Через 40 минут оказываемся у небольшой деревни Слобода. Начальник инспекции остается в машине, а мы с его коллегой Дмитрием Лукьянцевым тихо пробираемся к мелиоративным каналам. Осторожность, впрочем, оказалась лишней: человек, о котором сообщили на «телефон доверия», спокойно и без опаски ходит около воды с каким-то предметом в руках.


2019.05.22.02.jpg

Подбираемся ближе и выясняем, что это острога. Использовать ее в любое время года запрещено. Владелец незаконного орудия лова делает вид, что не знает об этом. Хожу, говорит, с ней всю жизнь, и никаких проблем не возникало. Нарушителю повезло: он еще ничего не поймал. Поэтому отделается лишь штрафом за выход на промысел с трезубцем.

Недавно, рассказывает Дмитрий Лукьянцев, был похожий случай: сообщили, что около деревни Гончаровка кто-то готовится забрасывать в местную речку Кривая сетные экраны. Инспекторы прибыли оперативно и нашли подозреваемого. И как только тот выставил «телевизоры», его задержали.

Здесь всегда стараются действовать на опережение. Это понятно: человеку, у которого за экологию болит душа, гораздо приятнее предупреждать попытки незаконного вмешательства в природу, чем сталкиваться в итоге с их последствиями.

Темнеет. Перемещаемся к озеру Девинскому на границе Оршанского и Сенненского районов. Это популярное место для отдыха жителей окрестных деревень. Но и браконьеров манит, как магнит. В прошлом году двоих задержали с большим количеством сетей, их оказалось полкилометра – почти что весь водоем перегородили. За что и получили крупный штраф.

В этот раз тоже замечаем подозрительное движение на противоположном берегу. В сумерках различимы лишь три суетящиеся фигуры. Заходим с инспектором Лукьянцевым с одной стороны, Игорь Иванов — с другой. Примерно через полчаса мы в сотне метров от компании. Однако они, словно что-то почуяв, в спешном порядке ретировались. 

Всю ночь провели в засаде, но подозрительная компания так и не вернулась. Осмотрели берег водоема и окрестности: никаких запрещенных снастей нет.

— Слишком серьезное наказание могут понести браконьеры, — поясняет Дмитрий Лукьянцев. — И до уголовного дела дойти может, особенно сейчас, в нерест. Наверное, поэтому они такие осторожные.

2019.05.22.03.jpg

На обратном пути, когда у обычных людей уже начинается рабочий день, заезжаем в городской поселок Ореховск недалеко от Орши. Здесь, сообщили в инспекцию, кто-то хранит сети. Информация оказалась правдивой. В приусадебной постройке одного из местных жителей мои коллеги находят более 400 метров запрещенных снастей.

Что примечательно: хозяин сетей еще два года назад был судим за браконьерство. Видимо, снова решил взяться за старое, но не успел: снасти конфисковали, к тому же теперь ему грозит штраф.

P.S. Через несколько дней после совместного рейда в том же поселке Ореховск местный житель добровольно сдал 18 сетей общей длиной 710 метров. Логика? Сельчанин пояснил, что решил избавиться от лишнего груза на совести...

КОММЕНТАРИЙ «СГ»

Этой весной Госинспекция впервые проводит кампанию по добровольной сдаче запрещенных орудий лова и освобождению от штрафа за их хранение. С 20 марта, когда стартовала акция, граждане уже добровольно сдали 1045 сетей длиной более 42 километров и 146 различных сетных приспособлений для лова рыбы.



Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl+Enter